#развитиеречи

Развитие речи у детей: нормы и советы экспертов

0 260
04.11.2022 Время чтения: 12 мин

Мария Сафонова

Все статьи автора

Актуальная информация от Spasimbo по одной из самых волнующих родителей тем - развитие речи. Это одно из первых умений, которое осваивает каждый малыш. Какие проблемы могут встретиться на пути обучения?

Разобрались в нашей статье!

Как и почему нужно развивать детскую речь?

У всех малышей обучение новым словам и звукам происходит по разному. Кто-то схватывает речевые обороты на лету, а кому-то нужно немного больше времени, чтобы разговориться.

Самое главное, что вы можете сделать в любой ситуации - наблюдаться у врача невролога, который будет отслеживать определенные нормы и своевременно выявлять какие-то отклонения.

Речь связана с важными процессами в мозге: воображением, вниманием и памятью и влияет на развитие мышления. С ее помощью маленький человек понимает логику рассуждений и выстраивает связь между окружающими его явлениями.

Чем быстрее малыш начинает говорить, тем проще ему адаптироваться к новым условиям: детскому саду, дополнительным занятиям и др. Потому что ребенок уже способен понимать остальных и говорить о своих желаниях. Благодаря этому и с родителями малышу тоже становится проще общаться.

Когда ребенок осваивает первые слова и выражения, он меньше капризничает, потому что у него больше нет необходимости объяснять свои чувства криком или плачем, когда он испытывает дискомфорт.

Для того, чтобы кроха начал говорить нужно использовать средства развития речи: много говорить обо всем с самого рождения, читать книги, петь песни и использовать другие простые развивающие занятия.

Специализированные курсы можно посещать как самостоятельно, так и по рекомендации невролога. Они помогают расширить кругозор малыша и учат его общаться с другими людьми с помощью новых слов и выражений.

Развитие речи у детей до года

Процесс начинается уже у новорожденных детей! Малыши видят как двигается лицо взрослых, слышат речь и пытаются их копировать.

Ребенок в 1 месяц уже способен воспринимать слова обращенные к нему. А уже к 2 месяцам реагировать мимикой на происходящие события - плакать или улыбаться.

Трехмесячный малыш произносит свои первые звуки и начинает “агукать”. В 4 месяца начинает смеяться. А уже пятимесячный ребенок учится менять интонации голоса и уже к полугоду начинает говорить свои первые слоги.

К 7 месяцам малыши уже могут использовать разные интонации, которые вызывают реакцию взрослых. А уже к восьмому месяцу начать говорить первые слова.

В 9-10 месяцев у крохи уже формируется словарный запас, а к годику появляется арсенал часто повторяющихся слов.

Развитие речи детей от 1 года до 3х лет

Этот возраст является вторым важным этапом в формировании малыша. Именно в этот период дети начинают осознанно разговаривать, активно запоминают слова и учатся строить предложения.

Уже до полутора лет ребенок понимает все, что ему говорит взрослый, узнает знакомые предметы и старается объяснится знакомыми словами и языком жестов. В его арсенале уже около 10-20 слов.

Общепринятая возрастная норма к двум годам - это 50 слов. Но если ваш кроха еще их не знает, ничего страшного! Отслеживайте состояние малыша у невролога и помните, что все детки индивидуальны и могут развиваться в разном темпе.

В этом возрасте ребенок начинать говорить новые сложные звуки ( “с”, “з”, “ш” и др), а также использует простые предложения.

К трем годам малыш уже говорит от 250 слов и постоянно увеличивает словарный запас. Может назвать свое имя и возраст, использует в речи существительные, прилагательные, глаголы и др.

Развитие речи у дошкольников

В возрасте 4-6 лет дети уже формируют связные конструкции речи, произносят звуки без ошибок, четко меняют интонации и чаще всего уже умеют читать.

Могут пересказать историю, сказку или мультфильм, для описаний использует оттенки цветов, признаки предметов и т.д.

Речь приобретает эмоциональный характер, потому что теперь малыш может поделиться со всеми происходящими с ним событиями.

Но оценка нормы развития в этом возрасте происходит не по количеству слов, а по тому, как ребенок их использует и может выстраивать логические цепочки.

Правила развития речи

Чтобы мотивировать и стимулировать кроху к обучению, вы можете придерживаться способствующих этому рекомендаций:

  1. Разговаривайте с малышом с самого рождения, описывайте мир вокруг, налаживайте прямой контакт с крохой. На формирование речи в новорожденном возрасте влияет абсолютно все: эмоции, прикосновения, интонации и жестикуляция.
  2. Используйте простые конструкции в разговоре с ребенком, но при этом не обезвоживайте речь “бибиками” вместо машин и т.д. Пользуйтесь словами, которые в будущем малыш сможет с легкостью повторить и запомнить.
  3. Демонстрируйте связь слов и действий, чтобы кроха понимал, что все вокруг связано между собой. Называйте предметы и обозначайте активности, к примеру словами “дай”, “на” и др.
  4. Способствуйте развитию моторики (мелкой и крупной). Здесь вам помогут как специальные игрушки, так и занятия ЛФК и прогулки.
  5. Пойте колыбельные и слушайте музыку. Малыши хорошо усваивают речь через мелодии, стихи, потешки.
  6. Реагируйте на речь ребенка, даже если это простое “агу”. Имитируйте разговор, чтобы кроха чувствовал контакт с вами.
  7. Поощряйте желание малыша придумывать истории, сказки или небылицы. Таким образом он сможет развивать свой кругозор и воображение, которое способствует развитию речи в том числе.
  8. Придерживайтесь регулярных занятий. Посвящайте время чтению и развивающим занятиям ежедневно. Лучшие заниматься немного, но каждый день!

В обучении старайтесь задействовать как можно больше органов чувств крохи и поддерживайте его во всех начинаниях. Своевременное развитие ребенка во многом зависит от психологически здоровых отношений в семье и эмоциональной привязанности к родителям.

Отклонения при развитии речи

Если навык слабо развит, он может препятствовать адаптации малыша к внешним условиям, а также влиять на формирование его психического развтия. Какими могут быть возможные нарушения речи у крохи:

  • замена или пропуски в произношении звуков;
  • непонимание значения слов;
  • неправильное построение слогов;
  • неверное применение слов;
  • маленький словарный запас;
  • отсутствие связи между словами;
  • нарушение темпа речи;
  • проблемы в общении.

Нарушения могут проявляться по отдельности или в совокупности. Для того чтобы определить степень и важность отклонения обязательно обратитесь за помощью к специалисту, возможно, вам не о чем переживать и совсем скоро малыш догонит своих сверстников!

Факторы, влияющие на развитие речи

Существует три основных фактора, которые могут оказывать влияние:

  1. Социальные. На развитие влияет состав семьи, взаимоотношения между родственниками и количество детей в семье. Все это влияет на эмоциональный и умственный рост малыша и его навыки.
  2. Общество сверстников. Имеет большое значение в период развития речи, потому что дети склонны учиться новому друг у друга.
  3. Генетические факторы. Если ближайшие родственники испытывали проблемы с задержкой развития речи, нарушение может передаться вашему малышу.

Обсудите эти пункты с вашим педиатром, если ребенок испытывает трудности в развитии речи.

Советы опытных психологов

Прежде чем предположить какие-то нарушения в речи малыша не сравнивайте его с другими детьми. Эффективнее консультироваться с врачом и отслеживать развитие оценивая индивидуальные качества ребенка. Важно знать основные этапы формирования речи, чтобы у вас был какой-то ориентир и вы могли отслеживать динамику развития.

Чтобы малыш гармонично развивался важно выделять на это время и придерживаться собственного плана развития речи. Читать книги, разговаривать, слушать музыку и играть. На самом деле - это не занимает много времени, но очень сильно влияет на умственную деятельность ребенка и избавляет вас от возможных последующих проблем.

Игры для развития речи

Один из лучших способов для совместного времяпрепровождения! Методика развития речи предполагает использование заданий, которые вы можете превратить в игры для малыша.

Дыхательные упражнения:

  • пускаем пузыри в воде через трубочку;
  • дуем на бумажные игрушки на ниточках (снежинки, бабочки);
  • дуем друг на друга и создаем ветерок;
  • сдуваем с поверхности легкие предметы.

Артикуляционные упражнения:

  • имитируем различные звуки: цоканье, поцелуй и др.;
  • надуваем пузырь щечками, а хлопаем ладошками;
  • показываем язычок и прячем назад;
  • демонстрируем зубки в широкой улыбке;
  • делаем вид, что лакаем молоко, как котик.

Музыкальные упражнения:

  • игры с простыми музыкальными инструментами, звук которых легко имитировать ( “тук-тук-тук”, “дзынь-дзынь” и др.);
  • петь песенки-звукоподражания ( “гуси-гуси-га га га” и др.);
  • танцы с простейшими словами, которые обозначают движения (“топ-топ”, “хлоп-хлоп” и др.).

Регулярно выделяйте время на занятия и результаты не заставят себя ждать! Только не переусердствуйте, маленькие детки могут удерживать свое внимание в течение нескольких минут, малыши чуть постарше - больше, но тоже могут переутомиться.

Поэтому старайтесь поддерживать интерес короткими, но яркими занятиями!

Список книг по развитию речи детей

Ознакомьтесь с подборкой литературы от Spasimbo:

  1. “Исправление звукопроизношения у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей” (Елена Анищенкова). Подходит для проработки проблемных звуков (с, з, ц, ч и др.). В книге предлагается множество различных упражнений, которые помогают не только скорректировать дикцию, но и использовать правильную интонацию в речи.
  2. “350 логопедических упражнений” (Ольга Новиковская). С помощью этого пособия ребенок сможет познакомиться с буквами и звуками и научится их различать и правильно произносить. Все занятия подаются в виде игр и включают в себя пальчиковые упражнения, чтение стихов и скороговорок.
  3. “3000 заданий для развития речи дошколят” (О.В. Узорова, Е.А. Нефедова). В книге собрана подборка упражнений с картинками, которые помогут развить внимание, образное мышление и логику. С их помощью дети научатся формулировать свои мысли и составлять рассказы.
  4. “Увлекательные упражнения для развития речи и навыков письма” (Зоя Леонова, Олеся Жукова). Прекрасный вариант для подготовки к поступлению в первый класс. Книга отличается яркими иллюстрациями и включает множество интересных заданий, которые способствуют развитию речи, письма и мелкой моторики.

Даже если ваш малыш еще не начал лепетать по указанным нормам - не переживайте! Все детки индивидуальны и на самом деле развиваются в своем темпе, это уже доказано множеством специалистов и не является успокаивающим фактором для обеспокоенных пап и мам. Прикладывайте возможные усилия к развитию речи вашего крохи и совсем скоро вы начнете говорить на одном языке!

Оставьте комментарий или задайте вопрос

Читайте также